Анна Мелкумян (anyutt82) wrote,
Анна Мелкумян
anyutt82

Category:

Мастер-класс Сергея Дворцевого


 8 февраля в киноклубе «АРТкино» состоялся мастер-класс известного режиссера-документалиста Сергея Дворцевого. Но перед этим был просмотр трех его работ. Расскажу немного о них. 

«Хлебный день» (1998 г.)  рассказывает о жизни маленького поселка, в котором живут несколько пенсионеров. Непосредственно фабула фильма крутится вокруг небольшого вагона, который раз в месяц возит им хлеб, деньги (пенсию) и является единственной связью с внешним миром. Толчком к ее созданию послужил телевизионный сюжет, после которого Сергей поехал в поселок и сделал «историю одного вагона». Прожив с сельчанами  некоторое время, он сумел правдиво заснять их быт и показать их «зависимость» от вагона. Для этого режиссера обычно никуда не торопится, он не начинает съемки сразу, а дает людям привыкнуть к вездесущей, якобы включенной камере. Вследствие чего, жители деревни на экране смотрятся органично, ведут себя вполне естественно.

  Похожим методом Сергей Дворцевой снимал свой первый учебный фильм. «Счастье» (1996 г.)- маленький этюд о жизни семьи чабана в казахской степи. Весь фильм (это короткометражка) складывается  из нескольких эпизодов: как казахская женщина готовит лепешку, как ребенок уморительно смешно кушает, пачкается, заваливается и засыпает, как голова теленка застревает в бочке с водой и как та же женщина моет волосы айраном. Абсолютно простые с точки зрения обывателя вещи на экране у Дворцевого приобретают некие магнетические свойства и создают у зрителя ощущение непосредственного участия.

 По словам самого режиссера, весь секрет в том, чтобы найти и передать энергию в изображении. «В жизни много красоты. Для меня красота – это неопознанность мира. Она проявляется в обычных вещах. Их нужно разглядеть или же дождаться»,- говорит Дворцевой. Так было и с застрявшей в бочке головой теленка, так было и с эпизодом долгих родов овцы в первом игровом фильме Дворцевого «Тюльпан».

 И еще, очень важным условием для создания настоящего документального фильма Сергей считает наличие в нем основополагающей идеи. В «Счастье» само название уже многое объясняет: за настоящим счастьем ехать ведь никуда не надо, ее всегда можно найти рядом в обыденных вещах.

 Третий фильм, который показали в АРТкино – «В темноте» (2004 г.),- трогательная, даже местами грустная история про слепого пожилого мужчину. Про то, как он проживает свою старость в маленькой комнате с единственным собеседником- кошкой-хулиганкой, про то, как  вяжет из веревки сетки и раздает их на улице прохожим. Кошка у него, кстати, такой же полноценный персонаж, как и сам  герой фильма.

Вообще тему животных можно отдельно выделить в творчестве Сергея Дворцевого. Создается ощущение, что им очень нравится сниматься у этого режиссера. Порой они выделывают такое, что не под силу даже некоторым профессиональным актерам. Их степень правдивости неописуема и нефальшива. Как говорит сам режиссер: «Дети и животные очень кинематографичны. С ними легко работать. Они ведь не боятся камеры». Но, если с ребенком можно общаться, добиваясь тех или иных эмоций, то добиться того же у животных - высший пилотаж. Последние, порой задают очень высокую планку, к которому должны стремиться присутствующие на площадке люди. В итоге возникают сцены, вызывающие умиление, восхищение и просто дающие мощный заряд положительной энергии. Примером же подражания и профессионального восхищения для самого Дворцевого является творчество великого режиссера-документалиста Артавазда Пелешяна, которого он не без основания считает одним из лучших мастеров в этом жанре.

 «Фильм- это пружина, которую нужно сжимать, чтобы появилась энергия», «Сила кино - в поиске энергии внутри изображения», «Я не сторонник теории монтажа. Скорее, я монтирую энергию». Вот главный подход к созданию фильмов режиссера-документалиста Сергея Дворцевого. Энергия и еще раз энергия. А ее добывать он умеет.
Парадокс в том, что самим героям фильмы о себе не нравятся. «О любом человеке можно снять десять разных фильмов. Но, как правило, люди не хотят показывать настоящую реальность о себе». Его фильмы - как зеркало для них.

 Поэтому Дворцевой считает, что настоящее документальное кино- это здоровый абсурд нашей жизни. Но продолжать показывать его он больше не хочет. По крайней мере. В чистом жанре. Первый игровой фильм Сергея Дворцевого «Тюльпан», сделанный на стыке жанров  документального и игрового, тоже хлещет невероятной энергетикой и воспринимается больше чувственно, чем умозрительно.  Фильм уже собрал множество наград на международных кинофестивалях, в том числе на Каннском, в программе «Особый взгляд». И по всему миру сейчас активно идет в прокате. Кроме России. Это еще один парадокс в творчестве режиссера-документалиста Сергея Дворцевого.    

Анна Мелкумян
Источник:
http://www.kino-style.ru/dvortsevoy.html


 
Tags: кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments